среда, 14 апреля 2010 г.

Modern art

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий
Козьма Прутков

Мое отношение к т.н. “современному искусству” лучше всего можно описать фразой одного из героев фильма “О чем говорят мужчины”, когда он рассматривает картину, купленную его друзьями в модном киевском арт-салоне: “Ну да… Прекрасно… или ужасно… Я не знаю…”
Мне, как человеку лично видевшему скульптурные группы “Девушка с веслом”, повсеместно украшающие места отдыха советской молодежи и державшему в руках творения В.И. Мухиной, порой бывает не легко отбросить образы проклятого прошлого и осознать полет фантазии мастеров современности. Но что-то делать с этим надо, иначе можно так и прожить всю жизнь в неведении и не понять, что ты взираешь не просто на груду металлолома, а на очень концептуальное творение модного скульптора.
А тут как раз и случай подходящий представился. У нас в гостях с официальным дружественным визитом находится моя горячо любимая теща, для которой тоже надо организовывать культурную программу.
Поэтому, по жены велению, по тещиному хотению, отправились мы в прошедший уикенд до городу Парижу.

Мы стартовали рано утром. И вот уже через 3 с небольшим часа наша самодвижущаяся повозка бодро катилась среди небоскребов парижского пригорода - района Дефанс. Теща только успевала крутить головой и бурно выражать восторг по поводу окружающих нас строений из стекла и бетона.
Париж, район Дефанс, башня Total  Париж, район Дефанс
Где еще может буйным цветом распуститься современное искусство, как не среди этих стремящихся ввысь линий? Где еще может выплеснуться вдохновение художника, как не среди этих просторов?
Париж, район Дефанс
Ну, а раз есть место приложения, будет и применение! Встречайте: памятник русской букве “Пэ”!(бетон, стекло, металлоконструкции). Циклопическое сооружение примерно в 50 тыс. раз превосходит букву П, напечатанную шрифтом Times 12. Что характерно, сколько лет после 1812 года прошло, а про русский язык французы не забыли. Как говорится, мелочь – а приятно!
Приж, Большая арка Дефанс
Правда по возвращении выяснилось, что никакой это не памятник, а Большая арка Дефанс. Очень обидно было осознавать, что кириллица тут ни причем Ну ладно, арка, так арка! Кстати, с площадки у ее основания открывается замечательный вид как на центр Парижа (район Триумфальной арки), так и на дальние пригороды (с обратной стороны).
Вернемся к нашим баранам памятникам современности.
Совсем недалеко от ”Большого Пэ” расположился еще один увеличенный объект (и тоже на букву “Пэ”).
Сезар Бальдачини. Палец. Париж, райн Дефанс.
Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда я увидел увеличенный во много раз большой палец неизвестного человека была “Что курил автор?” “Как еще можно было бы с пользой использовать 18 тонн бронзы?”. Как видите, я попытался снести с лица земли этот странный арт-объект, но так и не смог сдвинуть его ни на дюйм.
Остатки красного бронепоезда. Париж, район Дефанс.
Следующая инсталляция мысленно вернула меня во времена Первой конной и усатых комиссаров в кожанках. Судя по толщине металла и обилию заклепок, в качестве исходного материала использовались останки красного пролетарского бронепоезда.
Непонятная скульптура. Париж, район Дефанс.
Долго думал, что ЭТИМ хотел сказать скульптор? Вспомнилась “Техасская бензопила” и лидер марсианского сопротивления из к/ф “Вспомнить все”…

Но главный сюрприз ждал нас на центральной площади высотного комплекса. Тут разворачивали свою экспозицию эдакие современные скульпторы-передвижники:
Выставка скульпторов-передвижников. Париж, район Дефанс.
Ну, с птицами вроде бы все понятно. Розовый фламинго и какой-то синеголовый аист. Но для чего жирафов засунули в столь низкий вагончик? И при чем тут гигантский скорпион?
Долго совещались, где находится лицевая сторона у представителя коренного населения африканского континента. Пришли к выводу, что дреды должны быть сзади.

Крокодил хочет и рыбку съесть,  и себя показать. У меня в детстве был точно такой, деревянный.
Крококдил. Париж, район Дефанс.
А вот слоны были представлены сразу в количестве двух штук.
Слон. Париж, район Дефанс. Слон. Париж, район Дефанс.
В конструкции обоих животных использованы различные подручные материалы. По-видимому, отец художника работает пиратом и грабит караваны с пластмассовыми изделиями из Китая.
IMG_9920 IMG_9921
IMG_9919
Но особенно удался авторам памятник корове! В качестве материала использованы пустые бочки и немного жести. Лицевая часть ее головы снилась мне в течении еще целой недели.
Корова. Париж, район Дефанс. Глаза коровы имеют особую притягательную силу.
Корова. Вид сзади.
Чтобы подчеркнуть надои, которые способна давать буренка, с хвостовой ее части было подвешено ведро.

Что хотелось бы сказать в заключении? Не все современное искусство одинаково полезно для ваших органов восприятия.