Счастье в том, чтобы желать то, что имеешь, а не в том, чтобы иметь то, что желаешь.
Хассанал Болкиах, Султан Брунея, входит в топ “счастливчиков” по версии Форбс.
Дочке в школе дали задание: написать эссе (по-нашему – сочинение) на заранее заданную тему. Темы такие: “Надо ли помогать Гаити, и если да, то как?”, “История: постоянно повторяющийся спектакль, исполняемый разными актерами” и “Я потребляю, значит я живу”. Она попросила обсудить это со мной, чтобы
Дабы избежать заносов в неполиткорректность и чрезмерного углубления в историю с географией, было решено избрать третью тему как наиболее актуальную в это непростое время.
Итак, попробуем разобраться, что это за зверь такой и простыми слова, без привлечения заумных теорий, решить извечные вопросы: кто виноват и что делать? Мои измышления прошу считать не более чем просто продолжением темы “крошко-дочь к отцу пришел”. Не более того.
С одной стороны, мы живет в глобальном пост-индустриальном мире. Каждый из живущих является участником какой-нибудь экономической цепочки поработал-получил-потратил. Если ты сегодня не потратил, значит завтра в каком-то магазине окажется избыток товара, фабрика не получит заказов и в конце-концов кое-кто может остаться без работы. Нет работы – нет денег – нет потребления – нет производства – нет работы – нет денег. Классический замкнутый крут, само-закручивающаяся спираль кризиса, самый страшный из которых начался в Штатах по этому сценарию в 30-х годах прошлого века. Только что пережитый нами кризис имел, конечно, гораздо более сложную структуру, ведь современный капитализм далеко ушел от того состояния, которое описывал Маркс.
Он показал, что современная глобальная экономика – слишком сложная и тонкая система. Ее надо постоянно настраивать, регулировать и смазывать, и если позволить руководить ею силам, озабоченным только сиюминутной прибылью, то завтра мы рискуем остаться совсем ни с чем. Лучше по чуть-чуть долго, чем много и один раз.
С другой стороны экономика, по своему главному свойству, должна расти. Расти она может либо за счет роста потребления в отдельно взятом цивилизованном мире, либо за счет обучения
В первом случае ситуация намного сложнее. Цивилизованному человеку продать какую-нибудь хрень гораздо сложнее, потому что он человек цивилизованный и эта (либо точно такая, только другая) хрень у него скорее всего уже есть. В итоге экономика стагнирует, люди без работы, капиталисты без прибыли. Всем плохо.
На выручку в таком случае приходят маркетологи и реклама, как раз и призванные
С другой стороны, купить все и сразу невозможно, бабла не хватит. Тут на помощь приходят банки и всякие кредитные организации, облегчающие процесс покупки и отодвигающие время расплаты на неопределенный срок. У
Очень хорошо эту тему раскрывает фильм Шопоголик (рекомендуется к просмотру всей семьей, особенно если в ней есть юные леди).
Естественно, все эти
Ну вот, когда мы выяснили “кто виноват?” пора ответить на вопрос “что делать?” Итак, как победить гидру потреблядства не повредив при этом четко отлаженный механизм глобальной экономики? Рассмотрим возможные меры противодействия в порядке уменьшения радикальности:
Массовые расстрелы шопоголиков.- Дауншифтинг (некоторые называют его даунлузерством) – явление, при котором человек сознательно выдирает себя из общества потребления и помещает в среду, в которой потребления как бы нет (в глухую деревню, в горы/лесную чащу, на Восток и т.д.) Либо отказ от карьерно-потребительской гонки в пользу душевного комфорта и здоровья. Главным плюсом дауншифтинга является отсутствие необходимости много и тяжело работать для поддержания общественного потребительского статуса (синдром хомячка в колесе) Хотя иногда приходится много работать тупо для выживания.
- Пережить парочку кризисов, желательно глобальных и затяжных, со всеми атрибутами от массовых увольнений до криков “Я разорен!”
- Энафизм – еще один –изм, происходит от англ. Enough — достаточно. Теория, призывающая меньше тратить, покупать только действительно необходимое, отказаться от демонстративного потребления.
- Попытка включать свою голову (перекликается с предыдущим пунктом). Прием, часто недоступный представителям интеллектуального большинства. В чем суть? Не вестись на зомбо-рекламу. Перед покупкой внимательно изучить интернеты на предмет выяснения ТТХ и поиска более низких цен. В процессе поиска часто индивид приходит к пониманию, что оно в принципе ему не совсем и надо. Распознавать в себе вау-импульс и гасить его, делая покупки осознанно. Обсуждать планируемые покупки с семьей/коллегами/соседями по гаражу.
- Изучение первоисточников всяких финансовых гуру типа Крайнова (рекомендуются первоисточники западных гуру, с которых это все и копипастится с адаптацией под отечественного читателя).
- Строго следовать правилу “одной трети”: общая сумма выплат по кредитам в месяц не должна превышать одной трети совокупного месячного дохода семьи. Жителям Европы можно не беспокоиться – за них это правило чотко отслеживают банки, просто не позволяя взять непосильный кредит.
- ?????????
- PROFIT!
Вот примерно так я бы написал сочинение на тему “Я потребляю, значит я живу”. Какие мысли есть у тебя, мой дорогой читатель? Что упущено, что можно дополнить, исправить, выпилить, переписать заново?
Прошу в комменты всех неравнодушных!
ЗЫ. Автор благодарит проекты Википедия, Абсурдопедия и Луркморье за помощь при подборе правильных слов во время превращения несвязного потока сознания в упорядоченный текст.
Термин потреблядство услышала первый раз в жизни! Спасибо, Саша! Как бы мне его на английский перевести?! :) А то я все никак не могла объяснить некоторым английским товарищам смысл слова "потребитель", когда мы его употребляем в уничижительном смысле. Вот теперь бы перевести потреблядство и проблема будет решена!
ОтветитьУдалитьСпасибо за колоссальный литературный труд.
Думаю, что дочке надо дать списать и высший балл в школе за эссе ей гарантирован! А что? Вступление, тезисы, обоснование, обличение, выводы, заключение, ссылка на первоисточники - супер! Все на месте! :)
Вот статья на Википедии http://goo.gl/Qbh5
ОтветитьУдалитьПишут, что англ. аналог affluenza. Рекомендую внимательно почитать, там ссылка на книжку, близкие термины и т.д.
Но мне лично больше нравится более циничный вариант с Луркмора: http://goo.gl/Gav2 (осторожно, лексика!)
Да, дочка все мои измышления внимательно прочитала и переписала все по-своему. Сказала, что слабая бельгийская психика массовых расстрелов шопоголиков не выдержит :)
ОтветитьУдалитьЖдем-с результатов!
Эссе получилось фундаментальным! Одно из двух: или автор над ним размышлял много-много дней, или оно было написано между второй и третьей кружкой пива, когда мыслям тесно в голове и ложатся они на бумагу/монитор ровными рядами... :)
ОтветитьУдалитьЕсли серьезно, то лично мне быть потребителем не зазорно. Просто голову нельзя терять. Т.е. надо соотносить свои потребности с реальными возможностями и при необходимости корректировать их (потребности). А если кого-то из близких заносит, то указывать им на это. :))
2Геннадий: Ну, в глубине подсознания ответы на все вопросы уже давно были. Почитал первоисточники, сел писать, нужные слова как-то сами нашлись.
ОтветитьУдалитьТеперь точно могу сформулировать с помощью рта все эти непростые на первый взгляд вещи.
По поводу второго утверждения: 100% согласен. Не понимаю тех людей, которые кричат про злых буржуинов сидя с биг-маком в руке. :)))
Ко всему надо подходить с головой. Зафакапить (от англ. fuck up http://goo.gl/FuAg)можно самое прекрасное начинание. При правильном употреблении головы вред от твоих действий сводится к минимуму.
Этим вопросом человечество занимается давно. В основе некоторых религий лежит отрицание ненужного потребления. Если не ошибаюсь, особенно большое значение придаёт этому пресвитарианская церковь в Шотландии. Возможно, и другие религии, но этим вопросом я пока не занималась.
ОтветитьУдалитьА я скажу- потреблять ЛИШНЕЕ- плохо! Вспомним всем нам известную повесть Гайдара. И мальчиша- ПЛОХИША, зависшего над банкой с вареньем и всякими печенюшками.. Чем кончилось? Пальцем ткнул, лишь бы не мешали потреблять, а оказалось- в важный стратегический объект. У Гайдара- внука, кстати, ох, как прослеживается эта нелюбовь к потребителю- ободрал, как липок в 90-е.
ОтветитьУдалить