среда, 3 февраля 2010 г.

Сколько нужно для полного счастья?

Счастье в том, чтобы желать то, что имеешь, а не в том, чтобы иметь то, что желаешь.
Хассанал Болкиах, Султан Брунея, входит в топ “счастливчиков” по версии Форбс.

Дочке в школе дали задание: написать эссе (по-нашему – сочинение) на заранее заданную тему.  Темы такие: “Надо ли помогать Гаити, и если да, то как?”, “История: постоянно повторяющийся спектакль, исполняемый разными актерами” и “Я потребляю, значит я живу”. Она попросила обсудить это со мной, чтобы отвлечь меня от пива и чипсов самой лучше разобраться в предмете.
Дабы избежать заносов в неполиткорректность и чрезмерного углубления в историю с географией, было решено избрать третью тему как наиболее актуальную в это непростое время.

Итак, попробуем разобраться, что это за зверь такой и простыми слова, без привлечения заумных теорий, решить извечные вопросы: кто виноват и что делать? Мои измышления прошу считать не более чем просто продолжением темы “крошко-дочь к отцу пришел”. Не более того.


С одной стороны, мы живет в глобальном пост-индустриальном мире. Каждый из живущих является участником какой-нибудь экономической цепочки поработал-получил-потратил. Если ты сегодня не потратил, значит завтра в каком-то магазине окажется избыток товара, фабрика не получит заказов и в конце-концов кое-кто может остаться без работы. Нет работы – нет денег – нет потребления – нет производства – нет работы – нет денег. Классический замкнутый крут, само-закручивающаяся спираль кризиса, самый страшный из которых начался в Штатах по этому сценарию в 30-х годах прошлого века. Только что пережитый нами кризис имел, конечно, гораздо более сложную структуру, ведь современный капитализм далеко ушел от того состояния, которое описывал Маркс.
Он показал, что современная глобальная экономика – слишком сложная и тонкая система. Ее надо постоянно настраивать, регулировать и смазывать, и если позволить руководить ею силам, озабоченным только сиюминутной прибылью, то завтра мы рискуем остаться совсем ни с чем. Лучше по чуть-чуть долго, чем много и один раз.

С другой стороны экономика, по своему главному свойству, должна расти. Расти она может либо за счет роста потребления в отдельно взятом цивилизованном мире, либо за счет обучения темных дикарей народных масс, не знакомых с радостью потребления, этому самому потреблению. Со вторым случаем все понятно: надо как можно шире ввести войска распространять демократию путем постройки макдональдсов и заводов по выпуску газированных напитков темно-коричневого цвета, а там глядишь они сами и научатся космополитен читать и пошло-поехало!
В первом случае ситуация намного сложнее. Цивилизованному человеку продать какую-нибудь хрень гораздо сложнее, потому что он человек цивилизованный и эта (либо точно такая, только другая) хрень у него скорее всего уже есть. В итоге экономика стагнирует, люди без работы, капиталисты без прибыли. Всем плохо.
Современный потребитель
На выручку в таком случае приходят маркетологи и реклама, как раз и призванные продать потребителю эту хрень помочь сформировать у потребителя новые покупательские привычки и познакомить его с новой продуктовой нишей. Причем делают они это сейчас очень высоконаучными способами, с помощью ударов ниже пояса методов направленных на подсознание. Реклама – двигатель торговли, она сопровождает нас повсюду. Ее воздействие разрушительно на личность и порождает ложное чувство, что ты выше/лучше/круче/моднее/продвинутей другого, если у тебя есть много  дольчегабана/айфон/фордфокус/поездка в египты и пр. Чем больше у тебя есть всяких блестящих штучек, тем ты выше ближнего своего, таков посыл большинства рекламных роликов.
С другой стороны, купить все и сразу невозможно, бабла не хватит. Тут на помощь приходят банки и всякие кредитные организации, облегчающие процесс покупки и отодвигающие время расплаты на неопределенный срок. У поциента потребителя вырабатывается чувство “радости потребления”, которое становится весьма навязчивым особенно у женщин и тяжело поддается лечению.
Очень хорошо эту тему раскрывает фильм Шопоголик (рекомендуется к просмотру всей семьей, особенно если в ней есть юные леди).
Сезонное обострение шопоголизма
Естественно, все эти ужосы непростые вопросы современного бытия постоянно бередят воспаленный моск коллективный разум пользователей наших интернетов. Много бурления вызывает само слово “потреблядство”, носящее негативно-презрительный оттенок, вспоминают о почти одноименной книге, творчестве Пелевина, некоторые докапываются и до самого старика Фромма. В основном обсуждения сводятся к тому, что кляты буржуины привили изначально очень высоко-духовному и самому читающему народу в мире эту заразную болезнь, и теперь она передается от потребителя потребителю (особенно быстро в мегаполисах, где количество потребителей зашкаливает) совершенно свободно, приводя к острым сезонным обострениям и эпидемиям (период скидок). Всплывают фразы о том, что “не мы такие – жизнь такая”, “приходиться равняться на окружающих” и “а кому сейчас легко, когда все так подорожало”.

Ну вот, когда мы выяснили “кто виноват?” пора ответить на вопрос “что делать?” Итак, как победить гидру потреблядства не повредив при этом четко отлаженный механизм глобальной экономики? Рассмотрим возможные меры противодействия в порядке уменьшения радикальности:
  1. Массовые расстрелы шопоголиков.
  2. Дауншифтинг (некоторые называют его даунлузерством) – явление, при котором человек сознательно выдирает себя из общества потребления и помещает в среду, в которой потребления как бы нет (в глухую деревню, в горы/лесную чащу, на Восток и т.д.) Либо отказ от карьерно-потребительской гонки в пользу душевного комфорта и здоровья.  Главным плюсом дауншифтинга является отсутствие необходимости много и тяжело работать для поддержания общественного потребительского статуса (синдром хомячка в колесе) Хотя иногда приходится много работать тупо для выживания.
  3. Пережить парочку кризисов, желательно глобальных и затяжных, со всеми атрибутами от массовых увольнений до криков “Я разорен!”
  4. Энафизм – еще один –изм, происходит от англ. Enough — достаточно. Теория, призывающая меньше тратить, покупать только действительно необходимое, отказаться от демонстративного потребления.
  5. Попытка включать свою голову (перекликается с предыдущим пунктом). Прием, часто недоступный представителям интеллектуального большинства. В чем суть? Не вестись на зомбо-рекламу. Перед покупкой внимательно изучить интернеты на предмет выяснения ТТХ и поиска более низких цен. В процессе поиска часто индивид приходит к пониманию, что оно в принципе ему не совсем и надо. Распознавать в  себе вау-импульс и гасить его, делая покупки осознанно. Обсуждать планируемые покупки с семьей/коллегами/соседями по гаражу.
  6. Изучение первоисточников всяких финансовых гуру типа Крайнова (рекомендуются первоисточники западных гуру, с которых это все и копипастится с адаптацией под отечественного читателя).
  7. Строго следовать правилу “одной трети”: общая сумма выплат по кредитам в месяц не должна превышать одной трети совокупного месячного дохода семьи. Жителям Европы можно не беспокоиться – за них это правило чотко отслеживают банки, просто не позволяя взять непосильный кредит.
  8. ?????????
  9. PROFIT!

Вот примерно так я бы написал сочинение на тему “Я потребляю, значит я живу”.  Какие мысли есть у тебя, мой дорогой читатель? Что упущено, что можно дополнить, исправить, выпилить, переписать заново?
Прошу в комменты всех неравнодушных!

ЗЫ. Автор благодарит проекты Википедия, Абсурдопедия и Луркморье за помощь при подборе правильных слов во время превращения несвязного потока сознания в упорядоченный текст.